Про Якова и двух Иванов в моей семье
По папиной линии был у меня неординарный прадед Яков. Родился он в 1895 году, воевал в первую мировую и в гражданскую. Был ранен, потерял ногу. Старший его брат Сазон погиб в первой мировой, оставив вдовой жену Нину с четырьмя детьми – Марией, Ефросиньей, Деомидом и Прасковьей.
Когда Яков после ранения вернулся домой, родители собрали семейный совет и постановили – «Ты Яшка без ноги, кому ж ты нужен и ты Нина с четырьмя детьми. Вот сходитесь и живите». Так и сделали, сошлись и стали поднимать на ноги шестерых детей – четверых от родного брата Сазона и двоих совместных Ивана и Феодору (мою бабушку).
Прадеда Якова я не видела, он умер за несколько месяцев до моего рождения, но много слышала о нём от папы. Он деда своего обожал, как и тот своего внука первенца. И имя ему дал Иван в честь своего погибшего на войне в Крыму сына. Деда Яшку все многочисленные родственники вспоминали всегда только добрыми словами. Работал он в местном сельпо и помогал всем своим детям-племянникам и их детям, чем мог. По воспоминаниям родственников дед Яшка был спокойным, добродушным, никогда не матерился, а самым большим ругательством из его уст было «чертова сволочь».
Но вот был он при этом, мягко говоря, большим любителем выпить. Практически каждый день после окончания рабочего дня сотрудники по сельпо подвозили его ко двору на бричке, а уже задача внуков была сгрузить безногого деда и затащить его в дом. Усугублял он спиртным настолько, что даже единственного родного сына Ваню не проводил на войну, не попрощался с ним толком. А потом до конца своих дней мучился от этого. Но пить при этом не перестал и всегда в пьяном бреду звал «Ваня, Ваня….» Папа мой всегда подбегал, спрашивал «Дед чего ты?», на что тот только махал головой. Нет, ни этого Ваню он звал. И вот однажды привезли деда, как обычно, уложили в сенях и продолжили заниматься своими делами – взрослые своими, дети своими. Папа мой был мальчишкой лет 7-8, бегал, играл и вдруг насторожился - деда не слышно, не зовет он Ваню как обычно. Забил тревогу, позвал взрослых. Кинулись к деду Яшке, он уже синий и не дышит, голова закинута назад и туго застегнутый ворот рубахи передавил шею. Забегались, засуетились, привезли фельдшера и деда откачали. Вот так погибший сын Ваня и живой внук Ваня спасли отца и деда Якова от преждевременной смерти. Он потом еще лет 15-17 прожил и умер в 74 года от инсульта.